Instagram Подписка по e-mail

19 янв. 2011 г.

Нет бога для пустых желудков

Думаю я, размышляя о декоративном садоводстве. Частные сады для меня – один из главных индикатором зажиточности общества. Не люксовые автомобили. Не очки Гуччи и не мобильники из чистого золота. А ухоженные декоративные сады в частных домах. С плетистыми розами, клематисами, лилиями, цветущими клумбами однолетников, прудиками,  живыми изгородями, гравиевыми дорожками, тенистым деревом и навесом для мангала. И чтобы это все было оформлено с любовь, со вкусом, и чтобы в почтовые ящики бросали бесплатные каталоги растений и семян, и чтобы при запросе “садоводство” в Гугле на русском выскакивало в семь раз больше ответов, чем сейчас.

Мы только недавно разговаривали на эту тему с подругой: что в ЖЖ миллионы блогов, но про садоводство – раз два и обчелся, да и те раз-два в основном про огурцы, картошку и комнатные фиалки. Зато очень много всего про какие-то загадочные Каены и Вирту.

Моя французская свекровь говорила, что в ее молодости садоводство было синонимом огородничества, и что цветы и декоративные растения считались баловством и пустой тратой времени. Но с тех пор все изменилось, и овощи перестали высаживать перед крыльцом, заменив их розами и лилейниками. Сад стал садом, а огород – огородом, и выживание семьи перестало зависеть от урожая капусты, оставив место для досуга и творчества.

В то, что Россия встала с колен, я поверю в тот день, когда увижу повсюду в ее деревнях и пригородах уютные частные сады. Не раньше. Такая у меня примета.

21 комментарий:

  1. Ох и тоже с вами буду надеяться. И вот так соберется нас много много человек и мы изменим мир к лучшему, а точнее пусть каждый меняет свой мирок, что в конце приведет к желаемому результату)))

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный19.01.2011, 10:50

    Надя, наверное ты права. вот вспоминая одну единственную поездку в настоящую российскую деревню, к тетки мужа. Перед каждым босом был" палисадник" , это вроде маленького садика, там только цветы- огороды дальше, за домом от людских глаз спрятаны. И действительно, о культуре и зажиточности семьи судили по " палисаду" , тетка мужа была " сельской интеллигенцией", с " образованием" , она в первую очередь " палисад обихаживала", чтоб " чего худого про них не подумали." А в нашем городе у меня сейчас другой пример- дачный коотератив наших друзей сейчас превратился в кооператив " зажиточных людей" скажем так, по местным меркам, конечно. Действительно- овощи сейчас не сажают, а какие там цветники, какие оранжерееи и какие редкие коллекции цветов собраны. Была в прошлом году, ходила, посещала знакомых, впечатлилась. А вот у нас, здесь в деревне с удручением заметила обратное, в прошлом году картошка здорово потеснила цветочки на клумбах даже. Народ реально стал питаться " с огорода", но у нас здорово кризис почуствовался, два предприятия в городе закрылись. Лена

    ОтветитьУдалить
  3. Очень верное наблюдение, Надя. Не знаю, грозит ли России подняться с этих пресловутых колен бедности, потому что с каждым годом лучше не становится. Досадно.

    ОтветитьУдалить
  4. AliceKiss, все верно, каждый на своем месте, потихоньку, пион за пионом, что-то и сдвинется!

    Лена, те сады, которые мне удалось увидеть в российской деревне за последнюю поезду (а накатали мы немало) были спрятаны за четырехметровыми каменными стенами, через которые что-то разглядеть можно было только в щелочку железных ворот.
    Перед обычными деревянными избами наблюдалось десять кв.м. бурьяна с одиноко торчащей сиренью и бульденежем. А поездили мы по проселкам немало, надо сказать.
    И дачи рассматривали. Которые огороды. Тоскливо.

    ОтветитьУдалить
  5. Natalie, дело не только в бедности. И не столько. Скорее - в приоритетах. Пока что приоритеты в области Каенов и Вирту, к сожалению.

    ОтветитьУдалить
  6. Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне ни тебе. (с)

    ОтветитьУдалить
  7. А кто такой Вирту:? Каенн кто такой знаю, потому что у соседей что то такое живут летом, на 4 колесиках и громко визжит колесами, когда "хозяин жизни" по газам дает....
    А кто такой Вирту - не знаю.


    пы.сы: полезла в гугл.. оказывается - телефон. Осссспади..

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный19.01.2011, 11:56

    Ох, мне кажется, это очень нескоро случится. И дело, я тоже думаю, в другом -- в менталитете. Я знаю людей, которые могут покупать капусту, лук и картофель самосвалами, но продолжают их выращивать. Они, может, уже не только встали с колен, но ещё и взлетели, но просто разводить цветочки им неинтересно. Зачем напрягаться ради того, что нельзя съесть? И неважно, что у них и вклады в банках, и три квартиры, и те же очки Гуччи.

    Правда, в нашем садоводческом товариществе, я замечаю, люди всё больше отказываются от огородов. Перестраивают домики, дорожки у себя выкладывают, шашлычки под сенью деревьев жарят. Строек и перестроек именно у нас в кооперативе много. Не знаю, к чему это приведёт.

    ОтветитьУдалить
  9. finezza, ну во Франции же случилось за одно поколение, почему бы и не в России? :)

    ЦаревнаБудур, вам повезло, вы видели живой Каен. А я - нет! Только на картинках в русском интернете! :)

    Оля, вот увидите: как начнете цветочки сажать - так и за вами остальные потихоньку потянутся. Это дело заразное! Главное тут - создать тренд! :)

    ОтветитьУдалить
  10. Адам и Ева были садовниками. Возвращаемся к корням. :)
    Я на своих 7-и сотках тоже мечтаю о газонах и дорожках. Но в головы родителей, а они там главные, это не вмещается.

    ОтветитьУдалить
  11. и выживание семьи перестало зависеть от урожая капусты, оставив место для досуга и творчества.

    Ведь для того, чтобы в России с огорода перешли на сады необходимо, чтобы сильно развилось фермерство и чтобы дешевле и удобнее было купить овощ, нежели горбатиться и выращивать его самому. Одним поколением тут не отделаешься.:)

    ОтветитьУдалить
  12. finezza, так смотрите, молодежь-то уже обеими руками "за" :) И Оля, и Микс :)

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный19.01.2011, 13:41

    finezza, я не знаю, как в Москве, но у нас (мы за Уралом) давно уже купить овощи гораздо дешевле, чем их растить. Вот, посудите: килограмм свежих огурцов летом до октября стоит 8-10 рублей. Проезд до моей дачи в один конец -- 9 рублей. А дача у меня в городе, билет на автобус стоит минимум. У многих дачи за чертой города, туда проезд до 50 рублей доходит. Вот и не пойму, где логика людей, которые горбатятся ради огурцов на солнце, изматываются и каждый день ездят на дачу, когда всё можно купить в магазине гораздо дешевле и наесться от пуза?.. :)

    ОтветитьУдалить
  14. Конечно сколько людей столько и мнений. Чаще всего люди сбиваются в компании как-то само собой незаметно, происходит незримый отбор. Я всю жизнь общаюсь с людьми, которые удачно совмещают красоту и пользу, видимо потому, что меня так воспитали (ну во всяком случае я так помню). Бабушка всю жизнь прожила в западной Сибири на границе с Казахстаном, у нее был небольшой 6-ти соточный участок, который кормил ее и нас, но на этом участке цветы занимали огромную территорию, они были повсюду. Только под пионы было отдано около сотки драгоценной земли. Соседи не очень одобрительно относились к такому расточительству, но во время цветения, особенно пионов, приходили любоваться - такая была огромная "шапка мороженого". Каких только цветов у нее не было. Что-то покупалось, что-то было принесено от знакомых, что-то из леса и успешно приживалось. Даже настоящая горечавка (кто пробовал вырастить сие чудо, знает как это непросто, особенно не в привычных для нее условиях). Розы, клематисы, лилии, колокольчики разные и это в 70-е годы... В то же время вкуснее картошки я не ела никогда в жизни. Помидоры, огурцы, все стандартные овощи. Малины собирали по 15 литров через день в течении 2-х недель. Яблоки со стоном раздавали соседям. Крыжовники, вишни, смородины разных сортов. Ради интереса выращивалась брюква, топинамбур, лагенария, декоративные тыквы, артишоки, каждый год что-то новое. Повторюсь - это 70-е и начало 80-х. Мне очень нравится такая система и безумно раздражают химические овощи и фрукты, у них нет вкуса и запаха. Поэтому стараюсь правильно и красиво сочетать съедобное и красивое. Лет десять назад у меня была трех-ярусная круглая клумба. На ней росла морковка с ажурной светло-зеленой листвой, красно-зеленая свекла, яркая резная петрушка и синяя кружевная лобелия. Сочетание цветов и фактур было настолько удачным, что мои соседи эту клумбу помнят до сих пор. В этом году я собрала 50 кг помидор с 13 кустов (корней, как говорила бабушка), а какие невероятно красивые тыквы, а кабачки с кустовым развитием растения. При этом на 7 сотках у нас есть пруд с кувшинками (белыми нимфеями), много газона, хвойники, яблони, цветы. В прошлом году сделали навес для дров из ивняка, получился такой большой плетень. Да и планов громадье. Просто это очень сложная задача - сделать все гармонично, так, чтобы на небольшом кусочке земли сочетать все что нравится, к чему лежит душа, и чтобы это выглядело максимально естественно. Конечно приходиться постоянно думать, пересаживать, компоновать новое со старым, но в этом то и кайф. Землицы только маловато ))). Поэтому когда смотрю на ваше земельное богатство, Надя, восхищаюсь, и понимаю какой простор для творчества... ну и климат конечно не нашенский. И поговорка - земля рук требует, совершенно справедлива, а как это сделать если только суббота с воскресеньем и дикие пробки? И все равно народ не сдается - ковыряются изо всех сил. Я к чему все это? Да к тому, что я не одна такая здесь, нас много, у меня практически все знакомые дачники придерживаются такого взгляда на садоводчество. Да и в деревнях я обращаю внимание на желание сделать красивыми свои дворы, палисадники. Мне кажется, что наконец-то подходит к концу время дурацких дворцов и евроремонта, собачьих могилок (альпийских горок в нашем исполнении) потому, что очень много доступной литературы, фото, видео ресурсов, и люди, которые хотят сделать свою жизнь красивой, делают это. Мой вердикт положительный ) - я знаю город будет, я верю саду цвесть, когда такие люди в стране любимой есть ))).

    ОтветитьУдалить
  15. Maria, спасибо за подробный рассказ!
    Хотелось бы взглянуть на ваш сад, но где?

    ОтветитьУдалить
  16. Надя, посмотреть частично можно в блоге, но там практически нет общих, видовых фотографий. Во-первых потому, что чаще всего на даче руки до фотоаппарата не доходят. А во-вторых, потому что в этом году у нас случилась масштабная перепланировка, которую мы планируем завершить большей частью только в новом сезоне. Уж тогда нафотографирую :). Но наверное сделаю подборку фотографий для блога, может быть даже сегодня, и приглашаю в гости ).

    ОтветитьУдалить
  17. Maria, обязательно загляну! Спасибо заранее!

    ОтветитьУдалить
  18. У нас на Укаине цветники всегда возле домов были. Моя бабушка, пока не было дачи, возле пятиэтажки за палисадником ухаживала. А уж на даче у нее всегда между помидорами цветы цвели. Теперь после бабушки мне осталась дача и второй год мы пытаемся с ней справляться. Пока меня одолевает бурьян - ничего не успеваю за полтора дня в неделю. В прошлом году помидора не получилось ни одного, огурец вырос один - и тот прозевали вовремя сорвать, так и болтался до ноября. Но цветы цвели радостно и много. Осенью насадила тюльпанов и теперь жду с нетерпением весны. Всегда с удовольствием рассматриваю твои фото с садом и мечтаю, что когда-нибудь и мой дачный участок станет похож на ухоженный сад. Вопрос только когда? Буду стараться. А в тему взаимосвязи ухоженного сада и количества денег - ты Надя права. Моя кума - ландшафтный дизайнер и художник от Бога. Ее заказчики в основном люди с хорошим достатком. Только к сожалению не всегда с хорошим вкусом. Но она потихоньку прививает своим клиентам художественный взгляд на сад. А у нее красотища какая! Такое удовольствие приехать к ним в сад и бродить извилистыми дорожками.

    ОтветитьУдалить
  19. Tanya, моя мама тоже на огороде сажала какие-то цветы: флоксы, пионы, и там даже была маленькая лужайка.
    Так за это на общем собрании садоводческого товарищества ее пропесочили и пытались заставить использовать государственную землю по назначению. Ишь чего! Лужайка! Чай не баре! :)
    Про Украину мне много рассказывали хорошего, но и жили на Украине в те времена куда как зажиточнее.

    ОтветитьУдалить
  20. Полностью согласна!) Я вот дачу нашу, а вернее родительскую, не люблю именно за многочисленные грядки. А на цветы места нет. Много раз предлагала маме разбить клумбы, сделать альпийскую горку, все напрасно... А ведь места у нас благодатные! Лето с начала мая и по конец сентября!
    Так что для меня сады это тоже признак роскоши. Из-за этого люблю фильмы про Англию)

    ОтветитьУдалить
  21. MamashkaMishki, английские фильмы, ах! Там всегда присутствует что-то такое прекрасно-садовое. А в реальности так еще лучше. После моей поездки в Лондон я просто заболела темой английских садов!

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...